Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 
Информация Росприроднадзора по вопросам реализации требований ФЗ от 21.07.2014 № 219-ФЗ
вторник, 27 ноября, 2018

ИНФОРМАЦИЯ РОСПРИРОДНАДЗОРА

по вопросам реализации требований Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты

Российской Федерации»

(к  публичному обсуждению правоприменительной практики)

 

20 ноября 2018 года

11:00

в режиме видеоконференцсвязи на базе Ситуационного центра Минприроды России

 

С 01.01.2019 вступают в силу изменения системы нормирования в области охраны окружающей среды, внесенные Федеральным законом

от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ). Более подробно о разработке и вступлению в силу нормативных правовых актов во исполнение Закона № 219-ФЗ доложат представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, поэтому остановлюсь на основных процедурах вступающих норм и требований.

С 01.01.2019 нормами Закона № 219-ФЗ предусмотрен переход на следующую систему:

Для объектов I категории появляется обязательство по получению комплексного экологического разрешения, на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи указанной информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (КЭР действует 7 лет).

Для объектов II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (для деятельности, осуществляемой на объекте II категории), - появляется право получить комплексное экологическое разрешение.

Для остальных объектов II категории – введено обязательство по подаче деклараций о воздействии на окружающую среду (действует 7 лет).

На объектах III категории должны быть разработаны программы производственного экологического контроля, а также при наличии таких выбросов и сбросов – рассчитаны нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности); нормативы образования отходов и лимиты на их размещение – устанавливаются на основании отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представляемые в территориальные органы Росприроднадзора или уполномоченный гос.орган субъекта РФ в уведомительном порядке.

Для получения комплексного экологическое разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает в территориальный орган Росприродназора соответствующую заявку, которая рассматривается на предмет комплектности, размещается для ознакомления заинтересованных лиц на официальном сайте и по итогам процедуры рассмотрения территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или отказе в выдаче КЭР.

Заявка на получение КЭР включает:

  1. Основную информацию об эксплуатирующей организации и объекте негативного воздействия (включая виды основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара), ;сведения об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии);
  2. сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
  3. расчеты технологических нормативов;
  4. расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;
  5. обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  6. проект программы производственного экологического контроля;

при невозможности соблюдения технологических нормативов на объекте I категории:

  1. сведения о фактических показателях объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ для выдачи разрешения на временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с обязательным приложением программы повышения экологической эффективности.

Заявки на получение КЭР принимаются в электронном виде, через Личный кабинет природопользователя или специализированное программное обеспечение предприятий.

Сроки и порядок подачи и рассмотрения заявок на КЭР – на слайде.

Обращу внимание, что с 01.01.2020 кратно изменятся и коэффициенты при расчете платы за негативное воздействие.

 

По объектам II категории юридические лица и индивидуальные предприниматели подают Декларацию о воздействии на окружающую среду, которая включает:

  1. Основные сведения о заявителе и объекте негативного воздействия;
  2. Информацию о реализации природоохранных мероприятий
  3. Программы производственного экологического контроля
  4. Данные об аварийных ситуациях (за 7 лет)
  5. декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;

К Декларации прилагаются:

  1.  Расчет нормативов допустимых выбросов/ сбросов;
  2.  Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  3. При невозможности соблюдения нормативов – материалы для выдачи разрешения на временно разрешенные выбросы / сбросы: сведения о фактических показателях объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и план мероприятий по охране окружающей среды.

 

Декларации можно будет подать в территориальные органы Росприроднадзора и уполномоченные государственные органы субъектов РФ в электронном виде, через Личный кабинет природопользователя или специализированное программное обеспечение предприятий.

Для объектов III категории должны быть:

  1.  разработана программа производственного экологического контроля;
  2. рассчитаны нормативы допустимых выбросов/ сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;

 

Программа ПЭК, отчет о реализации ПЭК.

 

Ежегодно в срок до 25 марта юридические лица и индивидуальные предприниматели по объектам I, II и III категории должны отчитываться о результатах выполнения программы производственного экологического контроля.

При формировании программы ПЭК и составлении отчета о реализации ПЭК необходимо руководствоваться следующими документами:

  1. Статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
  2. Приказом Минприроды России   от 28.02.2018 № 74 (требования, порядок и сроки представления)
  3. Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 (форма представления отчета ПЭК)
  4. Проект рекомендаций о представлении отчета ПЭК (на утверждении)

 

Электронные сервисы подачи отчета о реализации ПЭК разрабатываются Росприроднадзором, поэтому отчет также можно будет подать в территориальные органы Росприроднадзора и уполномоченные государственные органы субъектов РФ в электронном виде, через Личный кабинет природопользователя или специализированное программное обеспечение предприятий.

 

Отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов

В соответствии с п.4 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают ПНООЛР.

Указанные нормы Закона № 89-ФЗ в настоящее время распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.

С 01.01.2019 вступают в силу изменения системы нормирования при которых нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – НООЛР) разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

По объектам IV категории разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Согласно п.3 Закона № 219-ФЗ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (далее – КЭР), предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Перечень документов, необходимых для получения КЭР, установлен п.6 ст.1 Закона № 219-ФЗ.

Заявка на получение КЭР должна содержать в том числе расчеты технологических нормативов, расчеты нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ, а также обоснование НООЛР.

Согласно ч.1 ст.11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, НООЛР, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения КЭР.

С отчета за 2018 год сведения по статистической форме 2-ТП (воздух) будут подаваться в территориальные органы Росприроднадзора.

Соответствующий приказ утвержден Росстатом (приказ № 661 от 08.11.2018).

Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отчитывающихся по данной форме не изменилось, в форму отчета для возможности формирования отчета в автоматическом режиме респондентами через Личный кабинет природопользователя было введены поля «код объекта ОНВ», «код ОКТМО» и «код ОКВЭД».

В настоящее время приказ с приложением указаний по заполнению формы 2-ТП (воздух) доступны в правовых системах.

В ближайшее время планируется ввод в эксплуатацию подсистемы подачи отчета в Личном кабинете природопользователя, также отчет, как и прежде, можно будет подать через программы сдачи отчетности (операторов ЭДО).

Срок подачи отчета – до 22 января 2019 года.

Личный кабинет природопользователя.

Все вышеперечисленные отчеты и государственный услуги вы можете направить и получить через Личный кабинет природопользователя.

Уже в настоящее время через Личном кабинете

  • реализовано более 10 сервисов подачи отчетов,
  • доступны калькуляторы расчета уровня надзора, категории негативного воздействия и категории риска объектов негативного воздействия,
  • работает сервис уведомлений о проверках, истечении срока действия разрешений и лицензий,
  • можно провести самоаудит и ознакомиться с обязательными требованиями,
  • получить информацию из реестров и многое другое.

Некоторые вопросы постановки объектов на государственный учет

1. О постановке на государственный учет строящихся объектов:

Согласно ст. 1 Закона №7-ФЗ объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Постановка на государственный учет осуществляется на основании заявки, которая подается не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. В настоящее время разработаны поправки, согласно которым учету будут подлежать также и строящиеся объекты, при этом заявка будет подаваться не менее чем за восемьдесят дней до начала строительства.

Соответствующие изменений в Критерии определения категории объекта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, разработаны Минприроды России.

Таким образом, постановка строящихся объектов на государственный учет и присвоение им категорий негативного воздействия будет осуществляться только после принятия вышеуказанных поправок.

 

  1. Об актуализации учетных сведений.

Актуализация учетных сведений об объектах негативного воздействия осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 №572 (далее - Правила).

Согласно ст. 69.2 Закона №7-ФЗ, сведения об объектах негативного воздействия подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

  • о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

При наличии оснований в рамках проведения актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия в результате актуализации может быть изменена категория негативного воздействия, присвоенная объекту ранее. Иных оснований для актуализации в настоящее законодательством не предусмотрено.

В Минприроды России направлены предложения по расширению перечня оснований для актуализации и снятия с учета объектов негативного воздействия.

 

  1. О внесении изменений в Критерии отнесения объекта к I, II, III, IV категории.

В настоящее время Росприроднадзором совместно с Минприроды России ведется работа по доработке и внесению изменений в Критерии, в том числе будет расширен перечень критериев для отнесения объектов недропользования и водопользования к III категории негативного воздействия, урегулирования вопросов учета строящихся объектов, уточнения перечня критериев пищевой промышленности и энергетической сферы. Поправки коснутся и снятия коллизии по учету мобильных установок утилизации отходов, а также определения объектов IV категории. Работа по корректировке Критериев продолжается.

Дополнительно разработан проект изменений в форму заявки о постановке объекта на государственный учет, которые позволят более корректно вносить сведения об объектах негативного воздействия на окружающую среду.

Росприроднадзором предложено при принятии указанных нормативных правовых актов ввести переходный период для актуализации учетных сведений об объектах.

 

  1. Полномочия по принятию статистической отчетности 2-ТП-воздух

 

В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, субъектом официального учета по формированию официальной статистической информации об охране атмосферного воздуха с отчета за 2018 год является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (позиция 57.6 ФПСР).

Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» утверждена форма 2-ТП (воздух).

Отчет по форме 2-ТП (воздух) предоставляется респондентами в территориальные органы Росприроднадзора до 22 января года, следующего за отчетным.

Росприроднадзором формируется информация о совокупном объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Российской Федерации и отдельным городам и представляется в Росстат в срок до 21 апреля.

Указанная информация будет опубликована на официальном сайте Росприроднадзора.

Форма статистической отчетности 2-ТП (воздух) представляется респондентами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 9 настоящих Указаний, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет»). Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Электронные сервисы" обеспечивают доступ к своим электронным сервисам для составления формы, которые должны быть доступны респондентам на безвозмездной основе.

В случае, если среднесписочная численность сотрудников респондента за предшествующий период составила от 25 до 99 человек, то при отсутствии у респондента электронной подписи, форма может быть представлена на бумажном носителе с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в абзаце втором пункта 9 настоящих Указаний.

В случае, если среднесписочная численность сотрудников респондента за предшествующий период не превышает 24 человек, то при отсутствии у респондента технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", форма представляется на бумажном носителе.

Необходимо также отметить:

Сведения предоставляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной или иной деятельности, которых:

 -  объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год;

 - объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

Если по истечению срока действия, разрешение на выброс не было переоформлено, то респондент предоставляет первичные статистические данные по форме, исходя из фактического выброса по тем же критериям, что и для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие разрешительные документы.

Форма предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора только при наличии наблюдаемого события. В случае отсутствия события отчет по форме в территориальные органы Росприроднадзора не предоставляется.